| |||
Биография |
В 1732году в небольшом германском городке Бонне поселился двадцатилетний
певец Людвиг ван Бетховен ( в переводе его фамилия озна- чает " грядка с красной свеклой ") родом из почтенной семьи фломандских бюргеров. Бонн в середине ХVIII насчитывал всего 8 тысяч жителей. Это был красивый и приветливый городок, расположенный на берегу широкого северного Рейна. Свою жену, добропорядочный горожанин Бетховен, поместил в монастырь, т.к. она бросала тень на его доброе имя. Жена так и не вышла из стен монастыря до самой смерти. Но не был счастлив Бетховен и в своих сыновьях. Пагубная страсть матери особенно сказалась на втором сыне, Иоганне. Нрав сына был легкомысленный, непостоянный, он быстро увлекался и так же быстро остывал. Казалось, что женитьба изменит Иоганна. В 28 лет он взял в жены 19- летнию вдову придворного камердинера, дочь повара, Марию - Магдалину Кеверих. Старый Бетховен был против этого брака, но потом Мария - Магдалина сумела расположить к себе старика. Но вскоре, Мария - Магдалина заболевает туберкулезом, умирает четверо ее детей. Потом умирает и сам Людвиг ван Бетховен. Сын пускает все наследство отца по ветру. Однако не на всех сказывалось зловещая наследственность. И родился у Иоганна Бетховена и Марии - Магдалины сын. Отец не только не придал этому событию особого значения, он даже не потрудился сохранить в памяти дату рождения ребенка. Вероятно, именно по этому она не дошла до нас. Известно лишь, что " 17 декабря 1770 года в церкви святого Ремигия был крещен младенец, родившийся у Иоганна и марии - Магдалины Бетховен. Мальчика назвали Людвигом, и в месте с именем он унаследовал от деда несокрушимое здоровье и душевную крепость. Ему суждено было прославить имя Бетховена в веках. Появление мальчика не сколько не обрадовало отца, как, впрочем, за полтора года до этого его не сколько не опечалила смерть первенца. Дети мало занимали Иоганна. Не мудрено, что Иоганн не заметил, как Людвиг встал на ноги и подрос. Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отец мечтал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европе гремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тогда немало историй о гениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и музыкантов. Но если отец Моцарта, тоже музыкант, лелеял талант сына и развивал его продуманными систематическими занятиями, то безалаберность Иоганна Бетховена проявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что бы то ни стало сделать и Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности повторять скучные упражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был вспыльчив и груб, хотя и любил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обожал, была лишена возможности уделять ему время и внимание. Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободно играл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 лет он уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетив Родину своих предков. С учителем Бетховену долго не везло. За четыре года он сменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали этого имени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучал Бетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте. Пфейфер был другом отца юного композитора,был так же жесток как Иоганн. Вскоре он был изгнан из театра,что подтвердило его никчемность, как клавесиониста. "На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководством которого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменить своего учителя во время церковной службы."Затем был еще один монах, Ханцман. И,наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке и альте. Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что не смог получить в детстве настоящего музыкального образования. Общее образование Бетховена было еще более отрывочным и несистематичным. Но не смотря на это , он упорно занимался изучением языков. Он знал: французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь. Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бедность сделали его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховена было необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Но мальчик рос задумчивым и замкнутым. Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал хороший 1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г., стр. 45. вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением была античная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английской литературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни был Шекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера. В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник, который завершил его музыкальное образование и немало сделал для формирования взглядов и вкусов. Это был Кристиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с Бетховеном, Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене ставились одновременно и драматические и оперные представления. Людвиг не только посещал спектакли, присутствовал на репитициях, но и разучивал партии с певцами. В 1782году, после смерти Эдена, Нефе добился места придворного органиста в капелле курфюрста и сделал Людвига своим помощником - кандидатом без оклада, ждущим освобождения штатного места. Бетховен упорно работал под руководством Нефе, нередко заменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказывал Бетховену великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцертом. Благодаря своему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, с их музыкой, их стилю. В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему марша малоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для клавесина, - естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры вариаций и сонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бетховен учится и терпеливо ждет места. 2) Юность. Он получил его в 13 лет, после смерти старого курфюрста. Теперь Бетховен - придворный музыкант. Постепенно Бетховен завоевывает признание в Бонне - и не только как великолепный импровизатор - органист и клавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета, фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашают выступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь это уже не удовлетворяет его. Бетховен мечтает учится у Моцерта. И, скопив и заняв денег, весной 1787 года отправляется в Вену. Столица Австрии поразила 17-летнего провинциального юношу размахом музыкальной жизни. В этом городе все пело. Незадолго до приезда Бетховена в Вене были поставлены две оперы Моцерта, однако композитор нашел время выслушать молодого Бетховена. Тот импровизировал на заданную Моцертом тему. И Моцерт сказал : " Обратите на него внимание, он всех заставит о себе говорить". Бетховену удалось взять несколько уроков у Моцерта, но внезапное известие о тяжелой болезни матери заставило его поспешно покинуть Вену. Вернувшись в Бонн Бетховен застал мать при смерти. Мария - Магдалина умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее святой образ до конца жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его силы: он вскоре заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. Но это не сломило Людвига, потеряв мать он стал главой семьи и занялся воспитанием братьев. Отец к тому времени совсем спился, а через пять лет умер. Вдова придворного архивариуса Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а дочь, 15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине, первое робкое чувство в душу 17-летнего юноши, бетховен посвятил ей свои ранние произведения. Бетховен с первого взгляда привлек к себе внимание. У него характерная, зопоминающаяся внешность.Перенесенная в 17 лет оспа навсегда оставила свои следы на лице и сделала Бетховена близоруким. __________________________________________________________________ 1) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966г., стр. 13. Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно открывшийся Боннский университет на философский факультет. В первых числа ноября 1792 года Бетховен на всегда простился с родным городом. Последние, что он видел на родине, - величественный Рейн, тоска по которому не покидала его всю жизнь. На правом берегу Рейна происходило передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне между французами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как и почтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени. Молодой боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира - навстречу успехам, славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как и та, в которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие. 3) Встреча с Веной. Бетховен прибыл в Вену для того, чтобы усовершенствоваться в своем искусстве у Гайдна. Начались уроки. Однако вскоре они стали тяготить обоих. В 1793году с Иоганном Шенком. И они стали заниматься вдвоем, втайне от Гайдна. Гайдн и Бетховен принадлежали не только к разным поколениям, но и к разным эпохам. Их взгляды на жизнь и искусство формировались по-разному. Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по другому пути, отражая в своем творчестве идеи и чувства бурного революционного времени. После Гайдна учителем Бетховена около полутора лет был Иоганн Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель считал, что Бетховен ничему не научился у него. Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена был Антонио Сальери. Но не только и не столько непосредственно учителя, сколько вся музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому созреванию таланта Бетховена. а) Игра Бетховена. Манера игры Бетховена резко противостояла распространенному стилю исполнительства того времени. Бетховен не владел той легкой, "жемчужной" техникой, которая была присуща лучшим исполнителям XVIII века. Он с презрением именовал ее танцем в воздухе и противопоставлял ей связанную игру легато, подчеркивая характер пения, при котором не должна быть слышна перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так, как будто ведут смычком по струнам. Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная "академия" в пользу вдов и сирот музыкантов. в) Бетховен - композитор. Вскоре пришло признание Бетховена - композитора. В 1795 году в Вене были изданы его первые фортепьянные сочинения - 3 фортепьянных трио. Успех был велик. Молодой Бетховен верит в свою силу и свое предназначение. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет создано 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. Среди первых сонат Бетховена особую популярность завоевала восьмая. 14 соната ( до - диез минор) вошла в историю музыки под названием Лунной, названием случайным, далеко не передающим всей глубины содержания Бетховенской музыки: поэт - романтик Рельштаб услышал в ее первой части музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере. Лунная соната посвящена графине Джульетте Гвичарди и связана с одним из романтических эпизодов в жизни Бетховена. 1800 он знакомится с двоюродной сестрой Брунсвик - Джульеттой, на которой он надеялся женится. Но его надежды не оправдались. В начале 1802 года соната с посвящением графине Гвичарди увидела свет. А год спустя Джульетта вышла замуж, за Роберта Галленберг. Все разочарование бетховена, вся буря страстей, бушевавших в его душе, глубокие раздумья и скорбное примирение нашли свое воплощение в другой замечательной сонате для фортепьяно - Nо 17. Дружба Бетховена с симейством Брунсвик продолжалась многие годы. Францу Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату "Аппассионата" и фантазию для фортепьяно (соль - минор), Терези - сонату Nо 24, Жозефине - песню " К надежде". Многие годы Бетховен помогал бедной вдове, воспитавшей четырех детей, делился с ней своими переживаниями, посылал ей письма, которые сохранились до сих пор, но и этому браку не суждено было состоятся. Ради детей Жозефина вышла замуж за барона Штакельберга. Слава Бетховена быстро росла, распространяясь за пределы Австрии и Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда привлекало многочисленную публику. 2 апреля 1800 года Бетховен объявил собственную "академию". Она продолжалась от половины седьмого до половины одиннадцатого, она состояла из семи номеров, в один из номеров входила первая симфония. "Академия" была признана... И вдруг все рухнуло. Страшный недуг - глухота - порозил Бетховена... 4) Героические годы. Сколько не обращался Бетховен к врачам, сколько не лечили его, но глухота прогрессировала. Первый ее заметил Рис, но сначала она не была заметна другим, но в скоре это перестало быть тайной. 1814 - 1816 годах он оглох настолько, что уже не мог воспринимать речь. Композитор был в ужасе... В порыве отчаянья он пишет предсмертное письмо своим братьям, Бетховен хочет покончить с собой. К этому времени он закончил свою вторую симфонию - одно из самых жизнерадостных своих произведений. Но не успел он закончить свое завещание, как в его мозгу начал рождаться величественный замысел новой симфонии - симфонии не похожей ни на одну из существовавших до сих пор. Первое открытое исполнение Третьей симфонии состоялось 7 апреля 1805 года. Но симфонию не признали, она оказалась трудна для публики, но сам Бетховен до конца жизни любил ее больше всего. Его очень огорчило непризнание симфонии, но еще большим ударом для него оказалось разочарование в герое, которому он посвятил симфонию. После того, как пианист узнал о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Людвиг назвал свою симфонию " Героической ". В 1804 году Бетховен создает еще две сонаты: "Аврора" и " Аппасси |
Достижения |
Мы с детства слышали это имя - Бетховен, Бетховен – великий венский классик. Его слава не увядает, несмотря на то, что со дня его смерти прошло 177 лет. Сменялись правители, эпохи, стили, направления, но музыка Бетховена звучала и звучит по сей день. Кто из нас не знает первой части “Лунной сонаты ”?! Говоря на современном языке, она стала шлягером нашего времени. Ах, если бы композитор был так обласкан славой и признанием при жизни… К сожалению, такой участи не удостоился почти не один великий художник.
Людвиг Ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Детство композитора проходило в нищенской обстановке (семья жила очень бедно, отец беспробудно пил). Заметив неординарные способности старшего сына Людвига, отец, будучи сам музыкантом, начинает учить его игре на фортепиано. Старший Бетховен во что бы то ни стало хотел сделать из сына “второго Моцарта ”. Учитывая образ жизни отца, можно вполне допустить, что он видел в таланте сына исключительно источник доходов. К занятиям с Людвигом отец относился очень жестоко, пинками и пощёчинами заставляя ребёнка просиживать за фортепиано целыми днями. К девяти годам Бетховен превзошел своего отца в технике игры на фортепиано, а в одиннадцать лет стал помощником придворного органиста. Добившись признания в Бонне, беспокойная натура Бетховена устремляется в Вену -музыкальную столицу Европы. Там он мечтает познакомиться с “царем музыки” Моцартом. Но встреча с великим композитором разочаровала юного музыканта. Бледное лицо, рассеянный взгляд, шутливая болтовня не отвечали представлениям Бетховена о том, каким должен быть великий композитор. Моцарт, в свою очередь, сдержанно похвалил игру Людвига, и их знакомство на этом закончилось. О том, чтобы брать уроки у «царя музыки», не могло быть и речи. Гордый и честолюбивый юноша был уязвлен таким отношением к себе. Два великих композитора расстались холодно, и никогда больше не виделись. Будет ошибкой думать, что Моцарт не оценил нового гения. После ухода Бетховена он сказал своим друзьям: “Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе!” Почему встреча Моцарта и Бетховена прошла именно так, мы можем только гадать. Смерть любимой матери заставляет Бетховена вернуться в Бонн. Вся забота о двух младших братьях и отце легли на его плечи. Что бы прокормить семью, Людвиг служит в оперном театре, играя на альте, и дает бесчисленное количество уроков. Преподавать Бетховен не любил. Во время урока он мог уйти в другую комнату и сочинять там, или заниматься другими делами. Но несмотря на свойственную ему раздражительность, все его ученики говорили, что во время уроков он был очень терпелив. Маленький Бонн был невыносимо тесен для молодого музыканта. Людвиг осознавал свои недостатки в образовании. Ему было необходимо пройти хорошую музыкальную школу. В двадцать два года он опять едет в Вену, где поступает в обучение к великому Гайдну. Венцев поражали бурные импровизации Бетховена. В виртуозности на фортепиано он превзошел всех своих современников. Не менее поразительной для Вены были произведения композитора. Стремительная, порывистая, бурная музыка выражала какие-то новые чувства, идеи, порою еще не понятные, но так притягивающие к себе слушателей. Да и весь облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком не большого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов. В 1789 году свершилась революция во Франции. Бетховен проникается идеями свободы, всечеловеческого равенства и братства. Его героем становится молодой генерал Наполеон Бонапарт. Композитор посвящает ему свою “Героическую симфонию”. Но дальнейшие действия “героя” разочаровывают Бетховена. Он понимает, что Наполеон ни кто иной, как страшный тиран, приносящий людям несчастья, и отказывается от первоначального посвящения симфонии. Трагедией жизни Бетховена стала его глухота. Болезнь дала знать о себе уже в двадцать шесть лет. “Мои уши,- пишет он,- шумят и гудят день и ночь. Я могу сказать, что жизнь моя самая жалкая”. Произведения Бетховена в большом количестве издавали при жизни композитора. Но этот человек совершенно не знал цену деньгам. Он витал в высших сферах, и тратил гораздо больше, чем получал. Глухота Бетховена усиливается, он делается более замкнутым и одиноким. Прошение композитора о постоянной работе при оперном театре отклоняют. Вследствие своего недуга он перестает давать сольные концерты, и его материальные затруднения постепенно возрастают. Однако болезнь и одиночество не смогли сломать великого мастера. Свое творчество он венчает одним из самых гениальных созданных им произведений - 9 симфонией. На концерте Бетховен сам дирижировал симфонией. Театр был переполнен. После окончания произведения публика взорвалась рукоплесканиями и восторженными криками, но Бетховен продолжал стоять, повернувшись спиной к публике, ничего не замечая. В глазах исполнителей стояли слезы. Музыка композитора звучала у него внутри, а внешние звуки оставались за пределами его слуха. В последние годы жизни композитор страдал водянкой. Хирург сделал ему четыре прокола. Бетховен, увидев массу воды, хлынувшей из его живота сказал - “Лучше вода из живота, чем из под пера.” Великий композитор умер в нищете и одиночестве в 1827 году. На похоронах венского классика присутствовало, по свидетельствам очевидцев, около двадцати тысяч человек. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/ |
Текущие проекты |
Прошло уже более 200 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена, но музыка
его живет и волнует миллионы людей, как будто она написана нашим современником. Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полюбить этого человека, эту героическую личность, не приклониться перед его жизненным подвигом. Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его жизнью не было разрыва. Жизнь Бетховена - пример мужества упорной борьбы с препятствиями, несчастьями, которые оказались бы непреодолимыми для другого. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. "Творчество Бетховена открывает новый, ХIХ в. в музыке, его мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идей Великой французской революции, отзвуки которой проникают во многие произведения композитора". Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными доселе контрастами, напряженным развитием, отразившим дух революционных преобразований. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинства личности художника - творца. Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь в перед, к новым открытиям, Бетховен на много определил свое время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений. |